Главная страница.
Сетевой этикет
Профориентация
Мир профессий
Народ.Ру: ТЕСТЫ
Георгиева Рита Иосифовна
Гостевая книга
Официальный сайт МУК-21
Наши исследования
В помощь преподавателю:

Раздел 1. Взаимодействие педагогов с учащимися разных типов темперамента

Раздел 2. Темпераменты подростков




Взаимодействие педагогов с учащимися разных типов темперамента
1. Типы темперамента

Выдающийся психолог Я. Стреляу дает следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента:

САНГВИНИК. Живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается от одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.

ХОЛЕРИК. Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда - большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.

ФЛЕГМАТИК. Обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить - когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт, недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность. Инертность сказывается и на косности его стереотипов, трудности его перестройки. Однако это качество, инертность, имеет и положительное значение, содействует основательности постоянству личности.

МЕЛАНХОЛИК. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присущее легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов - интроверты. Меланхолик застенчив, нерешителен, робок. Однако в спокойной и привычной обстановке меланхолик может успешно справляться с жизненными задачами.

2. Темперамент и деятельность

Особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам - это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее проявлений.

Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т. е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, не стрессовой ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей.
Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывает, что в зависимости от темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности. В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов.

С целью установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента были проведены исследования. В них рассматривался индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов или способ решения определенной задачи, обусловленной главным образом типом нервной системы. Результаты исследований подавляющего большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.

Перед сангвиником и холериком следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от них сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать их в активную деятельность и систематически поощрять усилия. При работе с сангвиниками следует поощрять терпение, старательность, тщательность. Эффективен любой дополнительный контакт.

Холерики нуждаются в поощрении выдержки. Проявления неодобрения должны быть очень тактичными во избежание негативной реакции.

Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя резко переключать с одной задачи на другую.

В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и вол. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик - самый чувствительный и ранимый тип с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным. При контакте с меланхоликами эффективны слабые формы поощрения.

От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов, влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.


Темпераменты подростков

Демонстративный тип:

Любит быть в центре внимания, старается в глазах окружающих выглядеть вызывающе, хорошо приспосабливается к различным жизненным обстоятельствам. Ему пресуще в основном эмоциональное поведение. Если кажется, что человек к нему благосклонно относиться, - отвечает взаимностью. Комфортно чувствует себя в конфликтных ситуациях; Просто наслаждается своей несгибаемостью, стойкостью и последующими страданиями. Часто сам является провокатором столкновения, но никогда себя таковым не признаёт.

Ригидный тип:

Под ригидностью психологии понимают неготовность личности к разного рода изменениям, которая выражается в тенденции к постоянному сохранению своих установок, стереотипов, способов мышления. Для ригидной личности всегда очень трудно поменять свою точку зрения. Такой человек как правило излишне подозрителен, обладает завышенной самооценкой, не считается с мышлением окружающих, не самокритичен, очень прямолинеен, в общении с людьми постоянно ждёт напоминаний о собственных заслугах, любое невнимание к собственной персоне рассматривает болезненно как незаслуженно нанесённую обиду, не способен перестраиваться в зависимости от складывающийся ситуации.

Неуправляемый тип:

Люди такого типа часто ведут себя вызывающе, агрессивно, эпатируя общепринятые нормы поведения. Они импульсивны, легко поддаются настроению, их поступки практически не предсказуемы, их амбиции весьма завышены, во всех своих неудачах склонны обвинять других. Они не способны реально оценить ситуацию и не учатся на собственных ошибках, даже не раз серьёзно обжегшись на них.

Неустойчивый тип:

Легко внушаем, непоследователен в поступках, часто меняет суждения и оценки. Его раздирают внутренние противоречия, он не умеет просчитывать ситуацию, ориентируясь лишь на сиюминутный успех. Такой человек очень подвержен влиянию, мнение лидера для него, как правило, является определяющим, всегда готов к компромиссам, не обладает достаточной силой воли, не умеет анализировать свои и чужие поступки и продумывать свои действия, хотя бы на шаг вперёд.

Педантичный тип:

Слишком ответственно относиться к работе, предъявляет завышенные требования не только к себе но и к окружающим, постоянно придираясь к ним, излишне подозрителен, способен расстаться с самыми близкими людьми только потому, что показалось, будто его обидели, придает большое значение мелочам, очень сдержан в эмоциональных проявлениях, болезненно переживает любые свои просчёты, имеет, как правило, искаженные представления о реальных взаимоотношениях в коллективе.

Hosted by uCoz