Отчет о работе психологической службы МУК № 21
За период 01.09.05 – 23.12.05
«Сегодня, как никогда, обществу нужна личность,
способная сделать свой выбор и нести за него ответственность»
Кезина Л.П.
Личностно-ориентированная модель образования имеет целью всестороннее развитие личности школьника, то есть комплексное и равномерное развитие интеллектуального, эмоционально-волевого, ценностно-мотивационного компонента личности. Цель – развитие ребенка, а это значит, и обучить его, и воспитывать, и оказывать ему своевременную психолого-педагогическую поддержку. Исходя из данной концепции современного образования, а также разделов образовательных программ, был составлен план работы психологической службы, который был утвержден на педагогическом совете. Цель работы психологической службы – своевременное и последовательное психолого-педагогическое сопровождение учащихся в процессах:
- профессионального самоопределения, выбора профессии;
- развитие рефлексии, самонаблюдения, понимания своих психологических особенностей, становление самосознания;
- развитие мотивации учебной деятельности, положительного отношения к обучению, понимание непреходящей ценности образования, воспитание положительного отношения к труду.
- В рамках работы по первому направлению - психолого-педагогическое сопровождение учащихся в выборе профессии и профессионального самоопределения было проведены следующие мероприятия:
-
Мониторинг по изучению потребностей учащихся в профессиональном самоопределении – свыше 600 учащихся. По результатам которого была составлена программа бесед с учащимися по интересующим их профессиям, а также профессиям, которые малознакомы учащимся: экономист, юрист, программист, аудитор, верстальщик, логистик, менеджер по продажам, мерчендайзер и др.
Беседы с учащимися проводились еженедельно, каждая неделя – под девизом своей профессии, - например – «Маркетолог – Бог торговли». Еженедельный охват учащихся составлял свыше 500 учащихся.
- Проведены профориентационные тестирования учащихся: «Матрица профессий», «Опросник по изучению профессиональной направленности учащихся »(«Выбирая профессию, выбираем образ жизни» Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В.). Общий охват учащихся по двум тестированиям составил более 1000 учащихся.
-
Были организованы и проведены встречи с представителями образовательных учреждений города Москвы. Охвачено около 2000 учащихся.
- Для решения задач по второму направлению – развитие рефлексии у учащихся, понимания своих психологических особенностей – мотивационной, эмоциональной и волевой сферы в рамках курса «Деловое общение» выделено 25 часов на изучение науки психологии, предметов и явлений, которые изучает современная психология: темперамент, характер, эмоции, способности, проблемы общения, конфликтов. На занятиях по «Деловому общению» учащиеся, с одной стороны, получают теоретические знания по психологии (законы, закономерности, теории, классификации), а с другой стороны – выполняют ряд заданий, в результате которых учащиеся познают особенности своей личности. Также, по этому направлению было проведено изучение типов темперамента учащихся.
- Для решения задач по третьему направлению – развитию мотивации учебной деятельности, положительному отношению к труду, понимание ценности и значимости образования на современном этапе было проведены следующие мероприятия. Конкурс «Лучшая профессия» - номинации «Лучший реферат» и «Лучшая ода о профессии». В конкурсе участвовало 100 учащихся по номинации «Лучший реферат», и 10 учащихся по номинации «Ода о профессии». Данный конкурс и его тематика позволила учащимся, во-первых, проявить свой творческий потенциал, поскольку номинация «Ода о профессии» предполагала сочинение хвалебного стихотворения о профессии. Во – вторых, конкурс был направлен на развития навыка целеполагания у учащихся, понимания необходимости ставить перед собой задачи и добиваться их. Были проведены уроки КВН «Удивительный мир профессий», - в 11 классах, что составило свыше 250 учащихся. Индивидуальные психологические консультации, которые также были направлены на решение трех основных задач работы психологической службы.
Дальнейшая работа психологической службы будет строиться также исходя из основных задач.
Планируются:
- Новые конкурсы. «..Один день из жизни…профессионала » Учащиеся будут описывать, как они себе представляют рабочий день специалиста выбранной им профессии, например «Один день из жизни менеджера», «Один день из жизни финансового аналитика».
- Деловая игра «Устройство на работу».
- Беседы о профессиях и типичных ошибках при их выборе.
- Психологические тестирования.
- Встречи с представителями учебных заведений города Москвы
В 9 -11 классах преподавался предмет «Деловое общение». В рамках этой дисциплины
учащиеся познакомились с разделами:
1. Деловое общение;
2. Этикет;
3. Психология конфликтов;
4. Имидж;
5. Профориентация.
В процессе обучения учащихся 9 – 11 классов были проведены мероприятия и
использованы методы:
1. Исследование ведущего стиля поведения в конфликтной ситуации, опросник
Томаса;
2. Ролевые игры на темы:
- «Резюме»;
- «Заявление»;
- «Этикет: деловая беседа».
3. Деловые игры на темы:
- «Имидж менеджера»;
- «Рецензия».
4. Рефераты на темы:
- «Эрик Берн»;
- «Имидж делового человека»;
- «Конфликт»;
- «Деловой этикет»;
- «Невербальная коммуникация»;
- и др.
5. Тренинги:
- «Навыки невербальной коммуникации»;
- «Знакомство»;
- «Готовность к экзамену».
С целью проверки знаний учащихся проводились тематические контрольные работы и
опросы.
В течение учебного года психологи МУК-21 провели ряд психологических
исследований:
1. Исследование типа темперамента учащихся 9 – 11 классов (опросник Г. Айзенка);
2. Исследование типа личности учащихся некоторых 9 - 11классов (рисуночный тест
Майерс-Бриггс);
3. Работа над проектом «Гендерные особенности преподавателей и учащихся МУК-21»,
которая включала в себя:
- теоретический анализ проблемы влияния гендерных особенностей на педагогический
процесс;
- исследование гендерных особенностей преподавателей и учащихся МУК-21;
- сравнительный анализ результатов исследования гендерных особенностей
преподавателей МУК-21;
- сравнительный анализ результатов исследования гендерных особенностей учащихся
10 – 11 классов школы 1694;
- оформление результатов и выводов в виде презентации.
В рамках работы профориентационного отдела психологами МУК-21 были запланированы
и проведены следующие мероприятия:
1. Профориентационное тестирование учащихся 8– 10 классов с использованием таких
диагностических методов как:
- проективная методика «Рисунок человека из геометрических фигур»;
- опросник ОПГ;
- опросник Холланда;
- опросник интересов и способностей;
- опросник ДДО.
2. Индивидуальные консультации учащихся 11 классов «Выбор будущей профессии».
3. Оформлены информационные стенды по следующим рубрикам:
- «Вы спрашивали…»;
- «История успеха»;
- «Моя профессия»;
- «Хит - парад московских вузов»;
- «Моя профессия…Гуманитарное направление»;
- «Моя профессия…Естественнонаучное направление»;
- «Моя профессия…Творческая направление»;
- «Моя профессия… Техническое направление»
