Психологическая служба МУК – 21 во второй четверти
(ноябрь - декабрь) провела социально – психологическое исследование по оценке
развития коммуникативных качеств учащихся 9 – 11х классов МУК – 21. Данное
исследование проводилось исходя из основных задач работы психологической
службы, а именно – психолого-педагогическое сопровождение учащихся в процессе
профессионального самоопределения. Известно, что коммуникабельность – является
необходимым личностным качеством для достижения успеха в выбранной профессии. Актуальность
данного исследования обосновывается тем, что
во-первых, учащиеся, которые выбирают
профессии, связанные с областью «Человек - Человек», то есть работу с людьми –
(юристы, журналисты, психологи, менеджеры, политики и другие специалисты), должны уже сейчас знать, на каком уровне
развития данное качество «коммуникативность» - у них находиться, с тем, чтобы
простроить программу собственного самосовершенствования и саморазвития.
Во-вторых, актуальность данного исследования обосновывается тем, что даже в том
случае, если учащийся выбирает профессию из другой области, например
«Человек-Техника», или «Человек - Знак», то он все равно, после получения
образования будет работать в коллективе, и ему необходимо будет уметь грамотно
выстроить отношения с руководителем и сотрудниками. В противном случае, он не
добьется успеха в выбранной профессии, и вместо того, чтобы строить свою
собственную карьеру будет вынужден менять одно место работы на другое,
поскольку отношения в коллективе у него не складываются. Задача данного исследования:
1. Развитие рефлексии учащегося на полученный
результат.
2.Мотивировать учащегося на улучшение полученного
неудовлетворительного результата.
3. Показать значимость данного качества и его влияния
на профессиональную успешность.
4. Оказать помощь преподавателям в организации
педагогического процесса обучения в МУК предоставив
результаты исследования.
Социально-психологическое исследование проводилось
комплексно и включило в себя три этапа:
1. Тест на наличие у учащихся
речевых барьеров в общении
2. Тест на самоконтроль в общении
3. Тест на оценку коммуникативных и организаторских
способностей
Результаты исследования
1. Тестирование на наличие у учащихся
речевых барьеров в общении как неумение выразить свою мысль перед окружающими, неумение излагать свои мысли
четко и ясно, неумение слушать собеседника, показало следующее
Речевые барьеры отсутствуют полностью - у 31,2% учащихся
Частичное присутствие речевых барьеров выявлено - у 43,7% учащихся
Речевые барьеры
выражены в средней степени – у 20,3% учащихся
Явно выраженные речевые барьеры
переходящие в конфликт выявлены - у 4,6%
учащихся.
2. Тест на самоконтроль в общении:
Низкий коммуникативный контроль – устойчивое поведение
учащегося, который не считает нужным его менять в зависимости от ситуации
общения, и человека, который перед ним находиться, отличается излишней
прямолинейностью – выявлен у 5,5% учащихся.
Средний коммуникативный контроль – искреннее, но
сдержанное проявление эмоций у
учащегося, который в своем поведении считается с окружающими людьми и их
мнением – выявлен у 51,9% учащихся.
Высокий коммуникативный контроль – учащийся, который
входит в любую роль, гибко реагирует на изменения ситуации, тонко чувствует
собеседника и способен даже предвидеть впечатление, которое произведет на
окружающих – выявлен у 42,5% учащихся
3. Тест на оценку коммуникативных и организаторских
способностей(в данный момент проводиться в МУК 21)